Назад к списку новостей
Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации

Информационное сообщение

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесен ряд изменений в законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности. Основные цели этих изменений – переход к применению в России международных стандартов аудита и уточнение норм Федерального закона «Об аудиторской деятельности» по результатам анализа правоприменительной практики, а также в связи с последними изменениями в российском законодательстве.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 403-ФЗ вступил в силу 2 декабря 2014 г. (со дня официального опубликования – официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru), за исключением норм, которые вступают в силу в особом порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. В связи с этим российскую аудиторскую практику ожидают изменения, связанные: 

  • переходом на международные стандарты аудита (МСА);
  • характером аудиторской деятельности;
  • обязательным аудитом и конкурсами;
  • деятельностью аудиторских организаций;
  • аттестатами аудитора;
  • деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов; прочие изменения.

 

ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕХОДОМ НА МСА

 Применение МСА

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность осуществляется аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. В качестве таких стандартов в России будут применяться МСА, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров (ранее федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации или приказом Минфина России)

МСА будут применяться на территории Российской Федерации после признания их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. По мере признания: 

  • МСА станут обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников,  а также аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг);  
  • утратят силу федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные Минфином России,  и правила (стандарты)  аудиторской деятельности, утвержденные Правительством Российской Федерации.

 

Срок и порядок перехода на международные стандарты аудита

МСА подлежат применению, начиная с года, следующего за годом, в котором они будут признаны в России. Переход к применению МСА в России должен быть осуществлен в следующие сроки: 

  • не позднее 1 октября 2015 г. Правительство Российской Федерации должно установить порядок признания МСА;
  • не позднее двух лет со дня вступления в силу этого порядка МСА должны быть признаны в России;
  • признанные МСА должны применяться при оказании аудиторских услуг, начиная с года, следующего за годом их признания.

Например, если порядок признания МСА будет установлен в июле 2015 г., то МСА будут признаны не позднее июля 2017 г. и, следовательно, начнут применяться с 1 января 2018 г.

 

Применимые стандарты аудиторской деятельности в переходный период

В переходный период (со дня вступления в силу Федерального закона до даты вступления в силу МСА) аудиторская деятельность должна осуществляться по-прежнему в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации, и федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином России. Кроме того, аудиторским организациям и аудиторам надлежит руководствоваться также федеральными стандартами аудиторской деятельности, которые могут быть приняты в этот период.

При необходимости утверждения новых федеральных стандартов аудиторской деятельности в переходный период будет действовать следующая процедура:

  • саморегулируемые организации аудиторов разрабатывают проекты стандартов в порядке, одобренном Советом по аудиторской деятельности;
  • Совет по аудиторской деятельности рассматривает такие проекты и рекомендует их Минфину России к утверждению;

Минфин России утверждает стандарты.

 

ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ХАРАКТЕРОМ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Уточнена сфера аудиторской деятельности 

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

С целью более точного определения характера услуг, относящихся к аудиторской деятельности, установлено, что любая проверка, проведенная в соответствии с требованиями и в порядке, установленными стандартами аудиторской деятельности, является такой деятельностью и, следовательно, может вестись исключительно аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Например, проверка нефинансовой информации организации, проводимая в соответствии с требованиями и в порядке, установленных стандартами аудиторской деятельности, с выдачей соответствующего отчета о достоверности этой информации является аудиторской услугой; она может осуществляться только аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Кроме того, для упорядочения ведения аудиторской деятельности предусмотрено определение видов аудиторских услуг, включая перечень сопутствующих аудиту услуг. Такой нормативный правовой акт после одобрения Советом по аудиторской деятельности должен быть утвержден Минфином России (не ранее 1 января года, следующего за годом признания международных стандартов аудита для применения в России).

 

Расширен предмет аудита

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудит – независимая проверка в целях выражения мнения о достоверности отчетности.

В качестве предмета аудита были определены два вида финансовой информации: 1) бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная Федеральным законом «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а также 2) аналогичная по составу отчетность, предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами (например, консолидированная финансовая отчетность, предусмотренная Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности»). В дополнение к этому предметом аудита определены:

  • часть бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (один отчет, статья или группа статей, др.);
  • любая иная финансовая информация (перспективная финансовая информация, налоговая отчетность, надзорная финансовая отчетность, др.).

Последнее означает, что аудиторской услугой, т.е. услугой, которую могут оказывать только аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, является не только проведение аудита бухгалтерской (финансовой) и аналогичной ей отчетности, но также проведение аудита любой иной финансовой информации. Официальным документом о достоверности такой информации является исключительно заключение аудиторской организации (индивидуального аудитора).

 

Уточнен состав неаудиторских услуг, которые могут оказывать аудиторские организации (индивидуальные аудиторы)

В числе допустимых неаудиторских услуг, которые могут оказывать аудиторские организации (индивидуальные аудиторы), в части 7 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» предусмотрено управленческое консультирование. С целью устранения неопределенности при принятии решения о допустимости оказания такой услуги аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) уточнены ее характеристики:

аудиторская организация (индивидуальный аудитор) может осуществлять управленческое консультирование при соблюдении всех следующих условий:

  • данное консультирование связано с финансово-хозяйственной деятельностью организации (в том числе по вопросам реорганизации и приватизации);
  • данное консультирование связано с аудиторской деятельностью;
  • данное консультирование не порождает для аудиторской организации (индивидуального аудитора) конфликт интересов либо риск возникновения такого конфликта. 

С целью совершенствования перечня допустимых неаудиторских услуг из него исключены: анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей; экономическое консультирование; финансовое консультирование. При этом следует иметь в виду, что в части 7 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» приведен неисключительный перечень прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.

 

Уточнены обязательные элементы аудиторского заключения

Частью 2 статьи 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» установлен исчерпывающий перечень элементов аудиторского заключения. Этот перечень дополнен еще одним элементом:

в том случае, когда каким-то федеральным законом установлена обязательность проведения в процессе аудита бухгалтерской ( финансовой) отчетности работы (проверки), дополнительной к обычным процедурам аудита, аудиторское заключение, помимо элементов, установленных частью 2 статьи 6, должно включать результаты дополнительной работы (проверки).

Подобные ситуации имеют место, например, при проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой ) отчетности кредитных организаций (статья 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»), страховщиков (статья 29 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

Порядок оформления указанного элемента аудиторского заключения установлен пунктами 19- 21 федерального стандарта аудиторской деятельности ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

 

Определены лица, имеющие право обратиться в суд с заявлением о признании аудиторского заключения заведомо ложным

Частью 5 статьи 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» установлено, что аудиторское заключение может быть признано заведомо ложным только решением суда.

С целью упорядочения процедуры признания аудиторского заключения заведомо ложным и защиты аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов от неправомерных претензий в отношении их аудиторских заключений в Федеральный закон включена норма, определяющая перечень лиц, которые могут обратиться в суд с заявлением о признании аудиторского заключения заведомо ложным. К таким лицам отнесены: 

Надлежащие истцы

Предмет иска

Лица, которым адресуется аудиторское заключение (акционеры акционерных обществ, участники обществ с ограниченной ответственностью, др.)

В отношении адресованных им аудиторских заключений

Банк России

В отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в отношении которых он осуществляет контроль и надзор (кредитные организации, страховые организации, другие некредитные финансовые организации)

Росфиннадзор

В отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

Агентство по страхованию вкладов

В отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций

Иные лица

В случаях, определенных федеральными законами

 

Уточнен состав сведений, составляющих аудиторскую тайну

Состав сведений и документов, которые составляют аудиторскую тайну, установлен частью 1 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Здесь же определен перечень сведений, на которые не может быть распространен режим аудиторской тайны. Данный перечень дополнен:

  • сведениями о заключении договора о проведении аудита, не являющегося обязательным;
  • сведениями о заключении договора оказания сопутствующих аудиту услуг (ранее только сведения о заключении договора о проведении обязательного аудита).

 

Уточнены права и обязанности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) при оказании услуг

Права и обязанности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов), предусмотренные статьей 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», распространены на сопутствующие аудиту услуги (ранее только на аудит).

Введены новые обязанности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов):

  • составлять документы на русском языке (включая рабочие документы аудитора);
  • хранить документы (копии документов), полученные и (или) составленные в ходе оказания сопутствующих аудиту услуг, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или)
  • составлены (ранее только документы аудита);
  • хранить документы (копии документов ), полученные и (или) составленные в ходе оказания аудиторских услуг, на территории Российской Федерации;
  • размещать базы данных информации, в которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение сведений и документов (копий документов), полученных и ( или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, на территории Российской Федерации;
  • хранить документы (копии документов), полученные и (или) составленные в ходе оказания прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, не менее трех лет после отчетного года.

 

Уточнены права и обязанности аудируемых лиц

Права и обязанности аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг), предусмотренные статьей 14 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», распространены на сопутствующие аудиту услуги (ранее только на аудит).

 

Введены обязанности аудиторов и аудируемых лиц в случаях коррупционных правонарушений

В статьях 13 и 14 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» предусмотрены обязанности аудиторских организаций и аудируемых лиц, направленные на противодействие коррупции.

Если при оказании аудиторских услуг аудиторской организации становятся известными случаи 1) коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаи подкупа иностранных должностных лиц, 2) иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо 3) признаках таких случаев, 4) риске возникновения таких случаев, то такая аудиторская организация обязана информировать об этом учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя. Аудиторская организация самостоятельно определяет 1) то лицо, которому она направляет соответствующую информацию, и 2) объем

И форму этой информации. При этом адресат указанной информации зависит от характера выявленной ситуации.

Лица, получившие от аудиторской организации информацию, обязаны:

  • рассмотреть эту информацию;
  • не позднее 90 дней со дня, следующего за днем получения нформации, сообщить аудиторской организации о результатах рассмотрения в письменной форме.

Если данные лица не принимают надлежащие меры по рассмотрению информации (т.е. аудиторская организация в течение 90 дней не получила письменный ответ), то аудиторская организация обязана проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы.

Описанная обязанность аудиторских организаций в равной мере распространяется на индивидуальных аудиторов при оказании ими аудиторских услуг.

 

ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ АУДИТОМ И КОНКУРСАМИ

 Уточнены случаи проведения обязательного аудита

В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2014 г. новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» уточнено, что обязательный аудит проводится в случае, если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (ранее открытого акционерного общества).

 

Расширен перечень случаев, в которых обязательный аудит вправе проводить только аудиторские организации

Частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» установлен перечень случаев, когда обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. Этот перечень дополнен еще одним случаем:

обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг.

 

Уточнен порядок проведения открытых конкурсов по закупке аудиторских услуг

Частью 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» установлено, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения открытого конкурса. Такой конкурс проводится в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с одним исключением: организатор конкурса освобожден от обязанности вводить в качестве одного из условий конкурса требование об обеспечении заявок на участие в конкурсе.

С целью поддержки малых и средних аудиторских организаций и обеспечения возможности их участия в открытых конкурсах на заключение договоров на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • введено дополнительное требование, обязательное для организаторов таких конкурсов, - при проведении открытого конкурса организацией, объем выручки которой не превышает один миллиард рублей, организатор конкурса обязан обеспечить участие в нем малых и средних аудиторских организаций;
  • введено еще одно исключение из порядка проведения конкурса, установленного Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - организатор конкурса освобожден от обязанности вводить требование об обеспечении исполнения договора закупки аудиторских услуг.

 

ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 Уточнены допустимые организационно-правовые формы, в которых может быть создана аудиторская организация

В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2014 г. новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» определено, что аудиторская организация не может быть создана в форме публичного (ранее - открытого) акционерного общества.

 

Отменена возможность передачи управления аудиторской организацией внешнему управляющему

Из Федерального закона «Об аудиторской деятельности» исключена норма, допускавшая возможность передачи функций исполнительного органа аудиторской организации внешнему управляющему (другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю).

В связи с этим аудиторские организации, которые передали управление внешнему управляющему, должны не позднее 1 июля 2015 г. привести свои учредительные документы в соответствии с новым требованием закона и отказаться от внешнего управления.

 

Дополнены требования к независимости аудиторских организаций и аудиторов

Статьей 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» установлены важнейшие требования к независимости аудиторских организаций и аудиторов ; данные требования развиты в Правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренных Советом по аудиторской деятельности и принятых каждой саморегулируемой организацией аудиторов. Указанные требования дополнены для случаев, когда аудиторская организация (индивидуальный аудитор) обслуживает кредитную организацию: 

Описание ситуации

Введенное ограничение

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор)  заключила с кредитной организацией кредитный договор

Данная аудиторская организация(индивидуальный аудитор)  не может проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности указанной кредитной организации

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор)  заключила с кредитной организацией договор поручительства

То же

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор)  получила от кредитной организации банковскую гарантию

То же

Руководитель аудиторской организации заключил с кредитной организацией кредитный договор

Данная аудиторская организация не может проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности указанной кредитной организации

Руководитель аудиторской организации заключил с кредитной организацией договор поручительства

То же

Близкий родственник (родители, братья, сестры, дети), супруг (супруга), родители супруга (супруги), дети супруга (супруги) руководителя аудиторской организации (индивидуального аудитора) заключил с кредитной организацией кредитный договор на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок

Данная аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не может проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности указанной кредитной организации

Близкий родственник (родители, братья, сестры, дети), супруг (супруга), родители супруга (супруги), дети супруга (супруги) руководителя аудиторской организации (индивидуального аудитора) заключил с кредитной организацией договор поручительства на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок

То же

Близкий родственник (родители, братья, сестры, дети), супруг (супруга), родители супруга (супруги), дети супруга (супруги) руководителя аудиторской организации (индивидуального аудитора) является выгодоприобретателем по кредитному договору, заключенному с кредитной организацией на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок

То же

Близкий родственник (родители, братья, сестры, дети), супруг (супруга), родители супруга (супруги), дети супруга (супруги) руководителя аудиторской организации (индивидуального аудитора) является выгодоприобретателем по договору поручительства, заключенному с кредитной организацией на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок

То же

Работник аудиторской организации, которая проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитной организации, заключил с этой кредитной организацией кредитный договор на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок

Данный работник не может участвовать в аудиторской группе, которая проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности указанной кредитной организации

 

Работник аудиторской организации, которая проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитной организации, заключил с этой кредитной организацией договор поручительства на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок

То же

Работник аудиторской организации, которая проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитной организации, получил от этой кредитной организацией банковскую гарантию

То же

Близкий родственник (родители, братья, сестры, дети), супруг (супруга), родители супруга (супруги), дети супруга (супруги) аудитора аудиторской организации заключил с кредитной организацией кредитный договор на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок

Данный аудитор не может участвовать в аудиторской группе, которая проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности указанной кредитной организации

 

Близкий родственник (родители, братья, сестры, дети), супруг (супруга), родители супруга (супруги), дети супруга (супруги) аудитора аудиторской организации заключил с кредитной организацией договор поручительства на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок

То же

Близкий родственник (родители, братья, сестры, дети), супруг (супруга), родители супруга (супруги), дети супруга (супруги) аудитора аудиторской организации является выгодоприобретателем по кредитному договору, заключенному с кредитной организацией на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок

То же

Близкий родственник (родители, братья, сестры, дети), супруг (супруга), родители супруга (супруги), дети супруга (супруги) аудитора аудиторской организации является выгодоприобретателем по договору поручительства, заключенному с кредитной организацией на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок

То же

 

Уточнены меры воздействия, принимаемые Росфиннадзором

Частью 6 статьи 20 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» установлен перечень мер воздействия в отношении аудиторских организаций, которые может принять Росфиннадзор. С учетом правоприменительной практики этот перечень уточнен:

предписание Росфиннадзора о приостановлении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов выносится на срок до устранения выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня , следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;

Росфиннадзор вправе направить саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация – нарушитель, обязательное для исполнение предписание об исключении сведений об этой аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций (ранее из саморегулируемой организации аудиторов).

Кроме того, определено, что за ряд нарушений Росфиннадзор принимает единственную меру воздействия – предписание саморегулируемой организации аудиторов об исключении сведений об аудиторской организации - нарушителе из реестра аудиторов и аудиторских организаций. К таким нарушениям законом отнесены:

  • занятие какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме оказания аудиторских и прочих связанных с ними услуг (часть 6 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);
  • нарушение требований к независимости, установленных частью 1 статьи 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
  • нарушение требования о составлении документов на русском языке (пункт 2.1 части 2 статьи 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);
  • нарушение требования о хранении документов (пункт 3 части 2 и часть 3 статьи 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

 

ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С АТТЕСТАТАМИ АУДИТОРА

 Изменен порядок исчисления стажа работы, необходимого для получения квалификационного аттестата аудитора

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» претендент на получение квалификационного аттестата аудитора должен иметь соответствующий стаж работы. В интересах таких претендентов изменен порядок исчисления стажа работы:

стаж работы определяется на дату подачи заявления о выдаче аттестата (ранее - на день объявления результатов квалификационного экзамена).

 

Уточнены основания и порядок аннулирования квалификационных аттестатов аудитора

По результатам анализа правоприменительной практики уточнено одно из оснований для принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, установленных частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»:

аттестат аннулируется в случае неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществления индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение трех последовательных календарных лет (ранее двух лет).

Кроме того, с целью устранения имевшего место правового пробела установлен порядок аннулирования выданных Минфином России до 1 января 2011 г. квалификационных аттестатов аудитора лиц , не являющихся членами саморегулируемых организаций аудиторов. Решение об аннулировании аттестатов принимает Минфин России по общим основаниям.

 

Установлен новый порядок переоформления «старых» квалификационных аттестатов аудитора

С учетом правоприменительной практики введен новый порядок переоформления квалификационных аттестатов аудитора, выданных Минфином России до 1 января 2011 г. Необходимость переоформления таких аттестатов возникает в случаях изменения фамилии, имени, отчества либо иных сведений, содержащихся в них. Для переоформления аудитор должен обратиться в саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой он является . По заявлению аудитора саморегулируемая организация аудиторов (ранее Минфин России) производит обмен «старого» аттестата на свой аттестат (с учетом ограничений, предусмотренных для «старого» аттестата). Саморегулируемая организация аудиторов вправе взимать плату за обмен аттестата; однако размер такой платы не должен превышать затраты на изготовление аттестата и его пересылку.

Порядок указанного обмена будет утвержден Минфином России не позднее 1 июля 2015 г., а его применение начнется с 1 августа 2015 г. До этого времени переоформление «старых» аттестатов производится Минфином России.

 

ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АУДИТОРОВ

 Уточнены обязанности саморегулируемых организаций аудиторов

С целью противодействия уклонению аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы введена дополнительная обязанность саморегулируемых организаций аудиторов:

сообщать в Росфиннадзор о получении заявления аудиторской организации, включенной им в план внешних проверок качества работы, о выходе из членов саморегулируемой организации аудиторов.

Информация должна быть сообщена Росфиннадзору не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения заявления.

Кроме того, в связи с переходом на международные стандарты аудита саморегулируемые организации аудиторов освобождены от обязанности разрабатывать проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности (после окончания переходного периода). Это однако не лишает саморегулируемые организации аудиторов возможности активного и деятельного участия в разработке и обсуждении проектов международных стандартов аудита (в рамках процедуры, принятой в Международной федерации бухгалтеров), в обсуждении и проведении экспертизы применимости международных стандартов аудита в России, в подготовке и обсуждении проектов нормативных правовых актов о признании международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации.

 

Введена возможность обмена информацией для ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций в электронной форме

В связи с обязанностью вести реестр аудиторов и аудиторских организаций каждая саморегулируемая организация аудиторов осуществляет информационный обмен с другими лицами. В частности: аудиторские организации, аудиторы обязаны уведомлять саморегулируемую организацию аудиторов обо всех изменениях, содержащихся в реестре сведений; саморегулируемая организация аудиторов обязана представлять сведения, содержащиеся в реестре, по запросу заинтересованных лиц. В целях упрощения процедур такого информационного обмена участникам его предоставлена возможность выбора между бумажной и электронной формой направления соответствующих документов (ранее только в бумажной форме).

 

Изменена обязательная минимальная численность членов саморегулируемой организации аудиторов

С целью совершенствования деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, повышения ее эффективности и результативности, а также снижения административного и финансового бремени аудиторов и аудиторских организаций увеличена обязательная минимальная численность членов саморегулируемых организаций аудиторов:

не менее 10000 аудиторов (ранее не менее 700) или не менее 2000 аудиторских организаций (ранее не менее 500).

С даты вступления Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 403-ФЗ в силу данная минимальная численность применяется в отношении всех некоммерческих организаций, желающих приобрести статус саморегулируемой организации аудиторов.

Что касается саморегулируемых организаций аудиторов, включенных в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на указанную дату, то они продолжают деятельность до 1 января 2017 г. Однако до этой даты они должны выполнить требование о новой обязательной минимальной численности членов. Если данное требование в установленный срок не будет выполнено, то такая некоммерческая организация будет исключена из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, т.е. перестанет быть саморегулируемой организацией аудиторов, а ее члены потеряют право осуществлять аудиторскую деятельность (участвовать в осуществлении аудиторской деятельности).

 

Отменена плата за предоставление сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций

Минфин России оказывает государственную услугу по предоставлению сведений, содержащихся в государственном реестре саморегулируемых организаций аудиторов, заинтересованным лицам по их запросам. С целью упрощения процедуры получения таких сведений отменена плата за это.

 

ПРОЧИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

 Уточнены функции Совета по аудиторской деятельности

Частью 2 статьи 16 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» определены функции Совета по аудиторской деятельности. Они дополнены функцией согласования назначения на должность и освобождения от должности единоличного исполнительного органа единой аттестационной комиссии.

Кроме того, из функций Совета исключены:

  • функции, связанные с принятием федеральных стандартов аудиторской деятельности (определение порядка разработки проектов таких стандартов и рассмотрение их) – после окончания переходного периода внедрения МСА;
  • оценка деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы их членов.

 

Уточнена терминология

 В отдельных нормах Федерального закона «Об аудиторской деятельности» уточнена использованная терминология:

  • пункт 2 части 1 и часть 3 статьи 5 – терминология приведена в соответствие с Федеральным законом «Об организованных торгах»;
  • пункты 1, 2, 5, 6 части 1 статьи 8 – терминология приведена в соответствие с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

  

 Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России

Новости

Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации
Информационное сообщение
05.06.2017 О заседании рабочей группы по вопросам совершенствования внутреннего финансового контроля в рамках Совета по вопросам внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и финансового менеджмента организаций государственного сектора
Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации
Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации
Информационное сообщение
25.04.2017 О заседании Совета по вопросам внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и финансового менеджмента организаций государственного сектора
Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации
Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации
Пресс-релиз
09.12.2016 Российский Союз аудиторов и Ассоциация «Содружество» подтвердили статус саморегулируемых организаций аудиторов.
Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации
Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации
Информационное сообщение
18.11.2016 О круглом столе по обсуждению проекта перечня нестоимостных критериев оценки конкурсных предложений, заявок на закупку аудиторских услуг
Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации
Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации
Информационное сообщение
21.10.2016 О заседании Рабочей группы по разработке проекта Соглашения об аудиторской деятельности на территории Евразийского экономического союза
Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации
Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации
Информационное сообщение
14.10.2016 О конференции «Законодательные и практические перспективы аудиторской деятельности»
Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации

Категории

не указан поисковый запрос

Статистика по данным формы № 2-аудит (2015 год)

56,1 млрд руб
Объем оказанных услуг
4,7 %
Прирост 2015/2014
71 841
Количество клиентов

Реестр по данным на 23 октября 2017 года

19 407
Аудиторов
647
Индивидуальных аудиторов
4 279
Аудиторских организаций