Назад к списку новостей
Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации

Интервью директора Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Леонида Шнейдмана журналу "Главбух"

План счетов отменять не будут, но переделают. Когда это произойдет и что еще изменится в учете, рассказал директор Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина Леонид Шнейдман.

- Леонид Зиновьевич, компании сейчас руководствуются бухгалтерскими стандартами по учету основных средств и другими, в которых План счетов не упоминается. Планируется ли отменить План счетов и инструкцию по его применению?

- В стандартах бухгалтерского учета основных средств, материалов и т. п. действительно не говорится, на каких счетах должны учитываться те или иные объекты, какой корреспонденцией счетов оформлять хозяйственные операции с ними. Однако из этого вовсе не следует, что План счетов бухучета планируется отменить. Таково построение системы регулирующих актов в бухгалтерском учете. Стандарты бухгалтерского учета устанавливают принципы, правила и способы ведения учета отдельных активов, обязательств и др. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки указанных объектов в бухучете. Инструкция по применению Плана счетов содержит характеристику счетов и порядок отражения на них наиболее распространенных фактов хозяйственной жизни.

- Будут ли изменения в План счетов и инструкцию?

- Должны быть. Они назрели. Однако Совет по стандартам бухгалтерского учета, действующий при Минфине, пришел к выводу, что пересмотр Плана счетов целесообразно провести после издания основной части федеральных стандартов бухгалтерского учета. Сначала нужно отработать вопросы признания, группировки и оценки объектов учета, а затем зафиксировать порядок отражения их на счетах бухучета.

- В инструкции по применению Плана счетов сказано, что компания может вводить дополнительные синтетические счета по согласованию с Минфином. Обращаются ли компании в Минфин, чтобы согласовать введение счетов бухучета?

- Да, в Минфин приходят обращения организаций по этому поводу. За последние десять лет к нам поступило более 20 таких запросов.

- Какие счета компании хотели открыть?

- Поступали предложения ввести отдельные синтетические счета для долгосрочных финансовых вложений, долгосрочных расчетов с покупателями и заказчиками, долгосрочных расчетов с поставщиками и подрядчиками, ликвидированных скважин, паевого имущества, расчетов с негосударственными учреждениями, расчетов по торговым автоматам. В этом году Минфин рассматривал обращения по поводу синтетического счета «Криптовалюты» и забалансового счета «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

- Как Минфин принимает решение, нужны ли дополнительные счета?

- Необходимо разобраться, о каком объекте идет речь, действительно ли в Плане счетов отсутствует счет для такого объекта, каковы основные операции с ним. Как правило, мы запрашиваем дополнительные материалы у организации. В процессе подготовки таких материалов организации часто сами приходят к выводу, что интересующие их объекты могут учитываться на существующих синтетических счетах. Чтобы решить возникший у организации вопрос, обычно достаточно открыть дополнительный субсчет или аналитический счет. Для этого не требуется согласие Минфина.

- Бывает ли, что Минфин дает согласие на то, чтобы организация применяла новый счет?

- Да, если и организация, и мы приходим к выводу, что для объекта требуется специальный синтетический счет. Тогда мы определяем характер новой синтетической позиции. Необходимо понимать место нового счета в системе синтетических счетов, его характеристики с точки зрения экономического содержания, назначения и структуры, соотношение с другими счетами. После решения этих вопросов Минфин дает согласие на применение нового синтетического счета. По обращениям организаций План счетов дополнялся дважды. В 2010 году согласовали забалансовый синтетический счет 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование». В 2012 году — балансовый синтетический счет 78 «Расчеты с участниками консолидированной группы налогоплательщиков».

- Планируется ли отменять обязательные формы бухгалтерской отчетности?

- В качестве обязательных Федеральный закон о бухгалтерском учете определил состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности. Что касается форм бухгалтерской отчетности, то законодательство говорит лишь об их образцах. Образцы форм бухгалтерской отчетности воплощают лучший подход к построению отчетов, им необходимо следовать в практической деятельности. Но организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (приказ Минфина от 20.07.2010 № 66н. — Примеч. ред.). Аналогично организации самостоятельно принимают решения о содержании пояснений в отчетности. Таким образом, действующие правила нацеливают на представление отчетности в такой форме, которая максимально соответствует характеру деятельности и управления организацией, а также обеспечивает наиболее полное и полезное для заинтересованных пользователей раскрытие финансового положения и финансовых результатов деятельности.

- Какие плюсы в том, что компании используют единые образцы форм отчетности?

Потребность в формализованной отчетности возрастает по мере расширения применения современных информационных технологий.

Например, с 2020 года планируется переход к «одному окну» представления годовой бухгалтерской отчетности в государственный информационный ресурс. Это предполагает, что все организации используют единые форматы отчетности. Кроме того, образцы форм отчетности полезны для тех организаций, которые не имеют возможности самостоятельно разрабатывать их. В первую очередь это малые предприятия. 

- Максимальный размер доходов для малых предприятий увеличили до 800 млн руб. в год. Однако критерии для обязательного аудита не изменили. Это в том числе выручка более 400 млн руб. Планируется ли увеличить этот лимит?

- Да. Государственная дума приняла в первом чтении законопроект, который предусматривает освобождение малых предприятий от обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности. Правительство поддерживает эту инициативу.

- Все ли малые предприятия смогут не проводить аудит?

- Нет. Освобождение не коснется тех малых предприятий, которые относятся к категории общественно значимых организаций. В частности, это эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг. В интересах пользователей бухгалтерской отчетности и надежности информации на финансовом рынке такие малые предприятия по-прежнему будут обязаны проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности. Это же относится к консолидированной финансовой отчетности, а также специальным случаям, определенным федеральными законами.

- Проект стандарта по документообороту предусматривает один вариант исправления бумажной первички — зачеркнуть неверные данные и указать правильные. Почему?

- Разработчики руководствовались следующим. За первичный учетный документ несет ответственность конкретный работник, который его оформил. В случае исправления первичного учетного документа нужно видеть как первоначальные ошибочные, так и исправленные сведения. Недопустимо, чтобы в бухгалтерском архиве хранилось два документа, оформляющих один и тот же факт хозяйственной жизни. По данному вопросу в ходе общественного обсуждения проекта стандарта высказали много предложений. В настоящее время они рассматриваются.

- Проект бухгалтерского стандарта по аренде предусматривает два способа учета. Первый — арендатор признает право пользования активом. Второй — арендатор учитывает арендные платежи в расходах. В чем разница между этими способами?

- С точки зрения отчета о финансовых результатах речь идет, в принципе, об одном и том же. При аренде объекта арендатор признает в бухучете соответствующие расходы. Разница в том, в каком порядке это делается, как классифицируются расходы, какова техника их учета.

- Расскажите подробнее о первом способе учета.

- В качестве основного способа учета бухгалтерский стандарт предусматривает, что арендатор отражает на своем балансе права пользования активом и обязательства по аренде. Стоимость права пользования активом погашается путем начисления амортизации. Обязательство по аренде увеличивается на суммы начисляемых процентов по ставке дисконтирования и уменьшается на величину уплачиваемых арендных платежей. Данный порядок распространяется на все виды аренды. В учете арендатора аренда не подразделяется на финансовую и операционную.

- Чем отличается второй способ учета?

- При аренде малоценных предметов либо краткосрочной аренде арендатор может воспользоваться упрощенным порядком учета. Суть его в том, что в учете не признаются право пользования активом и обязательство по аренде. Нет необходимости начислять амортизацию, проценты, погашать задолженность. Вместо этого арендные платежи признаются расходом в течение срока аренды. Иными словами, это возможность упростить учет. Разница между этими способами очевидна. В первом случае признаются актив и обязательство, во втором — не признаются. В первом случае расход арендатора признается в форме амортизационных отчислений и процентов по обязательству, во втором — расходом являются арендные платежи. В первом случае все платежи арендатора отражаются как погашение кредиторской задолженности, во втором — они приводят, как правило, к возникновению дебиторской задолженности. Основной способ обеспечивает более полную и наглядную информацию в бухучете.


Оригинал публикации: журнал "Главбух", "Когда изменится План счетов и какие ПБУ ждать в ближайшее время: рассказал директор Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина Леонид Шнейдман"

Интервью

Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации
С аудиторов снимается обет молчания
02.11.2015 Интервью директора Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России Леонида Шнейдмана газете "Коммерсант"
Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации
Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации
Интервью директора Департамента регулирования бухучета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Л.З. Шнейдмана газете "Коммерсант"
29.10.2014 О рынке аудиторских услуг, саморегулируемых организациях, деятельности иностранных аудиторов
Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации
Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации
Директор Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Леонид Шнейдман в интервью газете "КоммерсантЪ"
16.10.2013 О том, что делать аудиторским компаниям в условиях стагнации на рынке, почему Министерство финансов не ведет переговоров с бастующими аудиторами, а также о том, что не устраивает участников рынка и их клиентов в деятельности саморегулируемых организаций
Логотип сайта Министерство финансов Российской Федерации

Категории

не указан поисковый запрос

Статистика по данным формы № 2-аудит (2017 год)

55,4 млрд руб
Объем оказанных услуг
-2,9 %
Изменение 2017/2016
78 087
Количество клиентов

Реестр по данным на 15 ноября 2019 года

19 248
Аудиторов
577
Индивидуальных аудиторов
3 961
Аудиторских организаций